Ваш запрос успешно отправлен. Наш менеджер перезвонит вам.
К сожалению ваш запрос не удалось отправить. Попробуйте еще раз.
Ваше имя:
Телефон:
Комментарий:

Интернет-магазин гидрофобизаторов от производителя

История подъёма,  консервации  и подготовки к экспонированию артефактов корабля XVIII века «Портсмут» (по материалам, любезно предоставленным Директором «Фонда Исследований и консервации Подводного Наследия» Копейкиным М.Л.)

Историческая справка о корабле «Портсмут».

Объект представляет большой интерес и является историческим памятником национального значения. Корабль был построен в Республике Соединенных провинций Северных Нидерландов голландскими мастерами, но по проекту, разработанному лично Петром I который вносил коррективы в конструкцию даже в процессе постройки, посылая письменные директивы наблюдавшему за строительством Осипу Соловьеву. Впрочем, построен корпус был очень быстро. Закладка состоялась на верфи Амстердама в июле 1714 года, а спуск на воду произошел уже 11 ноября 1714 года. Следующей весной корпус был отбуксирован в Англию, где на верфи в Гревзенде с 19 июня 1715 года по 31 мая 1716 года корабль был оснащен парусным вооружением . В июне 1716 года он перешел в Копенгаген, где 17 июля официально вошел в состав Балтийского флота под номером 25. В Копенгагене корабль был вооружен пушками подаренными русскому царю королем Дании. В августе 1716 года «Портсмут» участвовал в знаменитом плавании четырех флотов — русского, голландского, датского и английского под общим командованием Петра I. Весной 1717 года «Портсмут» перешел в Россию и базировался в Ревеле. В августе 1717 года он участвовал во взятии у Аландских островов шведской шкуты «Поллукс». Но главный триумф «Портсмута» состоялся 24 мая 1719 года, когда он был флагманом русского отряда из 5 кораблей, который одержал победу над 3 шведами у о. Эзель. Этот бой считается первым морским сражением в истории русского корабельного флота, которое Петр I объявил его «добрым почином». Таким образом, корабль «Портсмут» не только является памятником созданию российского военно-морского флота, но и флагманом его первой победы. Погиб корабль в районе юго-западнее о. Котлин осенью 1719 года, когда отряд из 3 кораблей совершил переход из Ревеля в Кронштадт. Два корабля стали на неизвестную мель у южного берега Невской губы . При этом корабль «Лондон» так и остался стоять на мели и как минимум до 1730 года использовался в качестве основания маяка обозначавшего с запада мель получившую название «Лондонской». Корабль «Портсмут» спустя сутки был сорван ветром с мели и затонул недалеко от места первоначального крушения. В рапорте вице-адмирала Томаса Сандерса от 1 октября 1719 года сказано «... как ветер стал WtN, стащило его с якорей через песок и потопило в глубокой воде…»
image-01-02-16-19-02-2

В 2011 году силами подрядчиков ФКП «Северо-западная дирекция Росстроя» ООО «Мортехника» и ООО «Балтспецфлот» были подняты фрагменты деревянного корпуса корабля начала XVIII века, предварительно атрибутированного как линейный корабль «Портсмут» (1714—1719гг).

Выбор идеологии первичной консервации был сделан исходя из значительных габаритов и массы артефактов корабля «Портсмут». В течение осени-зимы 2011г при наличии хороших морозов деревянные артефакты подвергались вымораживанию в естественных условиях, что по мнению многих экспертов (реставраторов из Великого Новгорода) позволило дереву  высохнуть с наименьшим образованием трещин и поводок. К началу процесса очистки мы получили достаточно сухой материал.

Консервация любого вида древесины начинается с её очистки и удаления сгнивших и не подлежащих сохранению участков. Для обработки конструкций корабля пришлось применять как механические методы, так и химические методы, т.е. осуществлять пропитку каждого элемента корабля специальными антигрибковыми и стабилизирующими растворами. Основная часть деревянного набора «Портсмута» изготовлена из дуба. Дерево в несолёной холодной воде Балтики сохранилось достаточно хорошо и после первичной очистки перед нами открывается 300 летний морёный дуб. Очистка всех элементов заняла около 2-х лет. В процессе очистки производилась пропитка антисептиками. По прошествии 4,5 лет мы можем констатировать отсутствие гниения и плесени на всех частях корабля.

Для антисептической обработки древесины использовался антисептик для наружных работ.  Пропитка укрепляющим раствором является финишным  этапом по настоящей технологии. Используется пропитка фирмы «Неогард» на основе кремнийорганики. Эти гидрофобизаторы представляют собой олигомерные соединения или их растворы, содержащие группы, способные химически связываться с поверхностью материала:

Si-OH, Si-OCH3, SI-OC2H5.

Благодаря  «щётке» из группы R поверхность обработанного материала перестаёт смачиваться водой в той же мере, как например воск или парафин. Однако промежутки между группами R достаточно велики, поэтому не нарушается обмен газами (кислород, пары воды) между поверхностью и окружающей средой: поверхность «дышит».

Гидрофобизаторы проникают в поверхности материалов и закрепляются в них за счёт образования химических связей с целлюлозными волокнами и одновременной полимеризацией. В результате образуется безвредное для человека и животного покрытие, обладающее высокой  устойчивостью к внешним воздействиям. Дополнительно это покрытие предотвращает рост плесени, грибков и микроорганизмов на поверхности изделий.

Так как действие гидрофобизаторов «Неогард-Дерево» проявляется на молекулярном уровне, они не изменяют внешний вид изделия, его структуру  и механические свойства. Стоимость компонентов гидрофобизаторов невысока, поэтому готовые композиции могут применятся в широком масштабе.

После высыхания состав не изменяет цвет, структуру и запах древесины; не препятствует  влаго- и  газообмену с поверхности изделия.
2014 -2015 206

Результаты обработки этой пропиткой одобрены сотрудниками археологической лаборатории в Великом Новгороде (Э.Кубло) и многими участниками конференции «По сохранению подводного культурного наследия» в г. Калининграде; в «Музее Мирового Океана», где демонстрировались образцы «мокрой» древесины, прошедшие консервацию данным методом.

Последний этап консервации продолжается до сих пор. Весь процесс консервации до передачи на экспозицию занял 4,5 года. И ещё потребуется около года, чтобы завершить процесс.

В настоящее время в «Музее Истории Кронштадта» проводится сборка поднятых и прошедших консервацию артефактов линейного корабля «Портсмут» в единое целое, как они находились под водой. Для проведения этой операции требуется проработка и изготовление специальных конструкций для установки шпангоутов, килей, досок обшивки и т.д. Работы планируется завершить в марте 2016года, когда артефакт будет открыт для осмотра публики в одном из залов музея. Конечно, экспозиция будет развиваться и дальше, т.к. работы по подъёму артефактов с этого корабля продолжаются. Так, в ноябре 2015года были подняты ещё 2 пушки, обнаружена бортовая часть, замытая в песке. На фотографиях можно увидеть, как продвигаются работы по монтажу экспозиции линейного корабля «Портсмут» на декабрь 2015года.

DSC3263